среда, 28 ноября 2012 г.

Морская купель для покорителей Вселенной


 

“О военной среде хочу сказать. Я в ней недавно.

Но уже успел отметить её дух и колорит.

Народ небогатый. Зато – открытый и добротный.

Если приняли тебя в свои ряды, – не предадут”.

из дневников Сергея Жукова,

командира экипажа космонавтов.



Многие десятилетия Черноморский флот принимает участие в подготовке космонавтов. Тренировки к действиям в случае приводнения относится к одной из наиболее важной части программы обучения покорителей Вселенной.
 
Данный материал был написан летом 2004 года.  

Феодосия, Кудепста, Тузла.…Теперь и Севастополь стали совершенно не аномальными “точками”, где соединяются море и бесконечное Пространство. Двенадцать дней в сентябре черноморцы и представители Звёздного городка взаимодействовали в едином деле – в стремлении человечества во внеземные просторы. Одиннадцать будущих космонавтов – семь россиян, два казахстанца Айдын Аимбетов, Мухтар Аймаханов и американцы астронавты НАСА Джефри Уильямс, Санита Уильямс – испытали на себе все “прелести” морской купели вблизи севастопольских берегов.

Девиз инструкторов, специалистов в области выживания весьма прост: “Дай Бог ученикам НИКОГДА не использовать полученные знания и навыки на практике”.

Впрочем, зарекаться от “попадания” в ситуации а-ля Робинзон или Миклухо-Маклай не следует.






Около года назад экипаж в составе россиянина Николая Бударина и американцев Кеннета Буэрсокса и Дона Петтита осуществил баллистический спуск. Особенность его такова, что точности управляемого спуска достичь не удаётся. И аппарат приземлился в заснеженных горах в нескольких сотнях километрах от точки ожидания. Спасатели тогда показали все свои лучшие профессиональные качества. Через полтора часа экипаж уже летел в вертолёте на базу. Но, что примечательно, и наш космонавт и американские астронавты даже за столь короткий срок успели выполнить все положенные в таких случаях действия: переоделись в
костюмы-утеплители, подали сигналы спасателям и начали самостоятельно выбираться из капсулы. Словом, сделали всё, как их учили.


….Тренировочный спускаемый аппарат находится на палубе гидрографического судна “Челекен”. Кстати, капсула не понаслышке знает о температурах “в плотных слоях атмосферы”. В 1973 году она уже побывала во Внеземелье. Потом началась её “морская” служба.

Капитан Борис Черненков вместе с экипажем уже долгие годы работает на благо флота. Сейчас, гидрографы с успехом осваивают ещё один, космический, профиль. Старший механик Александр Мудров, его помощники Ростислав Коваленко и Виктор Кутузов, крановый электрик Илья Семеняк, мотористы Виталий Бобров и Александр Волосниченко, боцман Андрей Романов, матрос Виктор Терновский действуют как высококлассные моряки. Кок и заведующая продовольственным складом Александра Прокофьевна Пронько и Галина Леонидовна Мельникова угощают космонавтов флотским обедом. Перед тем как испытать морскую купель ведь надо основательно подзаправиться.

“Гидрограф” в назначенном месте возле обрывистого берега. Начинается подготовка к тренировкам. Начальник отделения подготовки космонавтов к выживанию в различных климатогеографических зонах подполковник Александр Герман немного разочаровывает меня. Мол, если посторонний наблюдатель ожидает увидеть на учениях нечто стремительное и динамичное, то попал явно не по адресу. Тренировка будет проходить неторопливо и без единого “резкого” движения.

Для оказания в случае необходимости помощи космонавтам в воде находятся флотские легководолазы под руководством дивизионного специалиста капитан-лейтенанта Кирилла Агафонова. Флот направил для работы только лучших специалистов. Для старшины 1 статьи Алексея Зубова, старшины 2 статьи Сергея Коробцова, водолазов 1 класса Виктора Мажурина, Николая Журавлёва, водолазов 2 класса Юрия Полулеха, Максима Фролова сейчас наступает момент высшей ответственности.

Герой России, полковник Юрий Гидзенко с относительно недавнего времени возглавляет одно из ведущих управлений Российского научно-исследовательского центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Специфика его работы лежит в экстремальной “плоскости”, в подготовке своих подопечных – будущих обитателей космических кораблей – действиям в нештатных ситуациях.

Пока “Челекен” переходит в точку вблизи Бельбека, у нас было немного времени для разговора с полковником Гидзенко. Юрий Павлович в своё время окончил Харьковское высшее военное авиационное училище, служил в Тирасполе пока не прошёл отбор в отряд космонавтов. В последний раз в Севастополе до этого был пятнадцать лет назад. Трижды ему довелось повидать Землю с высоты нескольких сот километров.

Проблемы космической отрасли, у самих покорителей Вселенной вполне земные. Недостаток финансирования приводит зачастую к “вымыванию” профессиональных кадров, остаются лишь настоящие энтузиасты дела. Штат управления “закрыт” далеко не на все сто. “Модные” в московской среде приработки на стороне для его управления неактуальны. Для “левых” заработков спецы в области выживания попросту не обладают временем из-за командировок и напряжённого расписания занятий. Золотой фонд управления – такие люди как психолог полковник запаса Ростислав Богдановский, он работал ещё с Юрием Алексеевичем Гагариным.

Герой России держится очень просто, без намёка на “звездную” болезнь. И с удовольствием фотографируется с нашим фотокорреспондентом. Впрочем, космонавты - народ по чувству юмора мало уступающий военным морякам. Как только “Челекен” отчалил от причала заместитель начальника отдела выживания полковник медслужбы Николай Филатов, как бы несерьёзно, предложил фотокорреспонденту облачиться в скафандр. Сказано - сделано. Совместными усилиями звёздный “макинтош” оказался на служительнице цифрового аналога знаменитой “лейки”.

Словом, приобщение флотской журналистики к просторам звёздного неба состоялось.

Космический журналист Сергей Жуков. В конце 80-х годов “Комсомольская правда” объявила конкурс-отбор журналистов для полёта в космос. Выпускник Бауманского высшего технического училища Сергей Жуков был в числе сотен и сотен кандидатов. Тренировки проходили в районе Феодосии. Но, парадокс, именно по здоровью Сергей тогда не смог пройти отбор.

Потом была работа в престижном институте. Довелось побывать в амплуа заместитель главного редактора в научных журналах. Жизнь складывалась донельзя успешно. Несколько лет назад вместе с друзьями создали фирму, специализация – лицензирование и выдача патентов в высокотехнологичной космической отрасли.

Всё складывалось успешно. Кроме одного. Оставалось в сердце стремление, малопонятное для абсолютного большинства окружающих и совершенно необъяснимое для самого себя желание обогнуть “шарик” на космическом аппарате. Год назад он оставляет должность генерального директора фирмы и становится одним из кандидатов в весьма ограниченный “клуб” покорителей Вселенной.

Впрочем, цитата из статьи Сергея в сентябрьском номере журнала “Новости космонавтики”, весьма красноречива:






“Я многое унёс в дальнейшую жизнь из тех сборов 1991-го. Пламенеющий крест на горе под Коктебелем. Тёмное море, в котором по ночам плескались звёзды. Реликтовая роща с колониями чаек на обглоданных волнами скалах.…

Двенадцать лет – космический цикл. Что в этом есть. Ровно через 12 лет после тех памятных прыжков с парашютом я был зачислен в отряд”.

Экипаж Сергея размещался в одной каюте госпитального судна “Енисей”. Перед тренировками по его приглашению зашёл в “звёздный отсек” плавучего госпиталя. Майоры вооруженных сил Казахстана Айдын Аимбетов и Мухтар Аймаханов отдыхали перед предстоящей напряжённой работой. Командир, кстати, гражданский человек – ветры перемен коснулись и космического ведомства, набирал свою очередную статью на ноутбуке.

Разговор наш затрагивал самые различные темы. Выяснилось, насколько много общего в жизни моряков и космонавтов. Стеснённое пространство на том же атомоходе в автономном плавании порождает проблемы весьма схожие с длительным полётом космонавтов. Потом решил спросить о самом сокровенном для космонавта. О том, что как бы под запретом.






-Сергей, сейчас здесь, в Севастополе, тренируются четыре экипажа, одиннадцать потенциальных кандидатов в мировую элиту исследователей околоземного Пространства. Все ли смогут побывать ТАМ, в Космосе? И как может сложиться ваша дальнейшая жизнь, если не осуществится мечта?

-Всё зависит не только от твоего напряженного труда…. Есть элемент и удачи. Набор в отряд космонавтов 1993 года слетал весь в Космос. Повезло. В других наборах фортуна улыбалась далеко не каждому. Такова судьба многих кандидатов в покорители Вселенной.

А почему удача должна отвернуться от меня, от Мухтара и Айдына? Впрочем, есть одна опасность. Нельзя воспринимать полёт в космос исключительно как дело всей своей жизни. Иначе, есть примеры, возможна полнейшая потеря внутреннего стержня, жизненных всяческих ориентиров и целей. Как следствие, может наступить деградация личности…. Ведь человек, попав в полное подчинение мечте слетать в космос, не замечает прекрасного мира вокруг, где он востребован, ценен, любим.

Да, мы посвящаем космонавтике без остатка своё собственное Я, все свои устремления и мысли, всё без остатка время. Но пилотируемый полёт – важный, но всего лишь эпизод в немыслимой по объёмам сфере человеческой деятельности при освоении бесконечного Пространства. Я не ориентирован на иной результат, кроме успеха. Но жизнь продолжается и после того, как побываешь на орбите. Нельзя оставаться вечным космонавтом с точки зрения профессии. Надо вовремя поставить точку в своём ярком этапе и продолжать идти по жизни дальше.

Вполне возможно, мы, журналисты в силу принадлежности к пишущей и снимающей братии слишком пристрастны к мечте Сергея Жукова. И всё-таки хотелось бы, чтобы Землю с орбиты увидел человек, более чем профессионально владеющий пером.

Едва “Челекен” и водолазный катер ВМ-125 становятся на якорь, между гидрографами и спасателями начинается негласное соревнование, – кто наловит больше рыбы. Морские лисицы и ерши, бычки и ставридка составили рыбацкое “счастье” свободных от вахт и обязанностей моряков. Впрочем, на том же “Челекене” основной улов пришёлся на представительниц прекрасного пола Черноморского флота. А вот по объёму “добычи” морепродуктов всех оставил далеко позади ВМ-125 старшего мичмана Сергея Сомова. Но эпизоды рыболовецкого счастья остался всего лишь приятным моментом для местных рыбаков. Кстати, казахстанские космонавты оказались заядлыми рыболовами. Детство и юность их прошли возле бесчисленных речек и озёр, коих в изобилии в степях Казахстана. И к добытым в изобилии речным обитателям Айдын Аимбетов и Мухтар Аймаханов прибавили не один десяток обитателей черноморских глубин.

Спасатели при обеспечении тренировок действуют выше всяческих похвал. Старший помощник командира катера Александр Закемовский, старший механик Александр Демьянов, радиооператор Валерий Батюх, старший моторист Владимир Родионов, боцман Александр Лопатин добросовестно, с ответственностью подходят к обеспечению тренировок космонавтов. Сейчас сложно определить “первенство” в работе между военно-морским и космическим “ведомствами”. Все объединены целью, действуют в единстве. Между начальником управления Героем России полковником Юрием Гидзенко и заместителем начальника УПАСР ЧФ капитаном 1 ранга Андреем Чабаненко установился тесный контакт. Специалисты в области проведения тренировок по выживанию полковник Александр Харламов, полковник медслужбы Николай Филатов, подполковники Анатолий Забрусков, Александр Герман, майоры Павел Крежановский, Василий Закотенко, Александр Савченко, капитаны Иван Терехов, Дмитрий Иванов, старший прапорщик Андрей Филипов прекрасно нашли общий язык с флотскими спасателями.






-Отчего уже в зрелом возрасте вы поменяли вполне комфортный уклад жизни на все эти бесчисленные тренировки и командировки, вновь сел за штудирование учебников, начал слушать как в студенческие годы лекции?

Космический “журналист” Сергей Жуков на мой вопрос отвечает далеко не сразу. Все или большинство из нас в детстве мечтали увидеть планету по имени Земля с космических высот. И лишь единицам удалось попасть в отряд космонавтов, пройти курс подготовки, слетать на околоземные орбиты. Десятилетия Сергей лелеял в себе звёздные перспективы. Сейчас идёт по пути их реализации. И, действительно, что движет людей в стремлении пройти тернистыми звёздными дорогами. Деньги, материальные или иные блага, слава или какие-то сверх почести на научном поприще? Вряд ли данные “регалии” привлекательны для служителей бесконечного Пространства. Лётчики-космонавты, обладатели погон на плечах, довольствуются весьма небогатым денежным довольствием российского офицера. Гражданские исследователи “сидят” на зарплате тех учреждении, которые командировали их в Российский научно-исследовательский центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

Впрочем, и в американской астронавтике картина с российской космонавтикой различается не принципиально. Хотя здесь следует сделать определённые “сноски” на общий высокий уровень жизни в США. Но и на земле, открытой некогда Колумбом, пилотируемые полёты в космос не приносят заоблачных прибылей. Полковник ВВС из страны звёздно-полосатого флага Джефри Уильямс как кандидат в астронавты, говорят, даже несколько потерял в своих доходах – “ушли” лётные и некоторые другие надбавки.

Насчет славы и признания заслуг…. Нынче куда как более в почёте представители тех сфер бизнеса, где прибыли буквально астрономические. Сергей Жуков, останься в своей фирме или займись политикой, мог бы рассчитывать на серьёзное признание в отнюдь не бедных слоях нашего общества. А тот же Герой России полковник Ю. Гидзенко как начальник управления за целым “ворохом” забот сейчас меньше вспоминает о собственном по определению вроде бы исключительном положении.


Майор ВВС Казахстана Айдын Аимбетов – внешне сдержанный, великолепно владеющий своими эмоциями человек. На подведении итогов морской тренировки он весьма лаконично докладывает о своих действиях. Причём, Аимбетов отработал практически безукоризненно. Примечательно, после моего вопроса, как в его родной стране развиваются вооружённые силы, какая их численность Айдын отвечает весьма расплывчато, для пущего сохранения военной тайны. А вдруг я “засланный казачёк” какой-нибудь сопредельной с Казахстаном державы? Мол, море, небо и земля Казахстана защищены соответствующими видами вооружённых сил. Правда, щит над казахскими степями держится при самом тесном сотрудничестве с Россией в области подготовки военных кадров и поставке вооружений. Иначе нельзя. И казахстанцы привносят свой важный и немалый по объёмам вклад в систему безопасности Содружества Независимых государств. Хотя в авиационные части уже начинают приходить первые “соколы” из турецких военных училищ – в качестве исключения.

--Я вырос в Талды-Кургане. И после окончания в 1993-м Арамавирского высшего военного авиационного училища постарался вернуться в родные края. Служил как все наши лётчики, летал. Потом был отбор кандидатов для полёта в космос. И мы с Мухтаром Аймахановым сдали, как положено “обменяли” своё жильё в военных городках на квартиры в Звёздном.






….Айдын вскоре после морской купели на мгновение “открывает” свой психологический “щит”. В детстве как завороженный смотрели на звёздное степное небо. Там, среди сияющих алмазов далёких миров нет-нет да проносились после стартов ракет на Байконуре искорки искусственных болидов. Тогда не было для него более счастливых мгновений в жизни. С тех пор вся его жизнь проходит под знаком вечного обаяния Вселенной.

Титанический труд тысяч и тысяч людей сконцентрирован в даже одном-единственном полёте в космос. Развитие на перспективу в течение десятилетий звёздной программы требует объединённого усилия всего человечества. Прошлогодняя трагедия американского “Шаттла” вызвала серьёзные проблемы в работе Международной космической станции. Арифметика здесь проста. Космический “челнок” НАСА при всех его плюсах и минусах способен доставлять на орбиту груз от 20 до 25 тонн. Наша же самая мощная ракета – от 2 до 2,5. Отсюда и ограничения в выполнении исследовательских программ.

Впрочем, в ближайшие год-полтора, если всё сложится удачно, полёты многоразовых космических аппаратов продолжатся. Наши партнёры из Нового Света весьма заинтересованы в дальнейшем исследовании безвоздушного Пространства. Буквально недавно Пентагон объявил о размещении заказа на сотни миллиардов долларов для замены системы воздушной и морской навигации, определения координат. Звездное небо в планах Вашингтона по-прежнему рассматривается в первую очередь с точки зрения обеспечения национальной безопасности. И денежные средства от НАСА не “оттягивает” даже война в Ираке.

Морская часть тренировок космонавтов успешно завершена. Впервые за их сорокалетнюю историю морские мили покорителей Вселенной проводились в Севастополе. Предварительно руководство российского космического ведомства решило неизбежно возникшие с министерством иностранных дел Украины формальности. Вместе с тем главная база Черноморского флота весьма привлекательна для проведения подобных мероприятий именно с точки зрения сбережения остродефицитных средства и материальных ресурсов.

Предварительно руководство российского космического ведомства решало неизбежно возникшие с министерством иностранных дел Украины формальности. По словам Ю. Гидзенко процесс проходил с точки зрения международного права далеко не просто. Ведь речь шла о перемещении с территории России ни территорию Украины немалого количества имущества весьма необычной номенклатуры.

-Хочется надеяться, на следующий год все формальности с перемещением границ будут преодолеваться куда легче. Пойдём ведь по инстанциям уже проторенными “тропами”. Тем более есть понимание проблемы и желание оказать всяческое содействие со стороны дипломатического ведомства Украины. – Примерно так руководство Центра подготовки космонавтов прокомментировало ситуацию.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий