вторник, 30 апреля 2013 г.

Россия и НАТО: Уроки английского на базе Род-Айленд


Когда-то, много лет назад от причалов военно-морской базы небольшого островка Род-Айленд, что возле городка Ньюпорт в дальние моря и океаны отправлялись корабли под звездно-полосатыми флагами. Надо полагать, немало из них в годы войны с нацизмом уходили в Атлантику охранять караваны союзников, которые следовали в порты русского Севера. Сотни, если не тысячи американских моряков тогда побывали в Мурманске и в Североморске. Потом же наступила эпоха жесткого противостояния двух сверхдержав – США и СССР. Вновь эсминцы «Дяди Сэма» направляли курс в океан, где в глубинах  крейсировали русские атомарины. Прошли еще десятилетия. Разрядка напряженности в середине 80-х годов прошлого века поставила точку на «боевом» этапе истории старейшей базы ВМС США. Где-то с 1986 года она стала обычным учебным центром подготовки младших специалистов. А еще через несколько лет здесь зазвучала иностранная речь. По программе подготовки офицеров стран НАТО для совместных операций    на море в Род-Айленде школа, в рамках которой действует морской оперативный языковой семинар. Или, сокращенно – MOLS.
После достижения в 2002 году соглашений между Россией и  Северо-Атлантическим Альянсом о сотрудничестве начали развиваться и совместные программы в первую очередь в области борьбы с террором. ВМФ нашей страны оказался задействован в двух операциях:  Активные Усилия и BLACKSEAFOR в Средиземном и  Черном морях.  Как легко определить с точки зрения самой географии, основная нагрузка легла в данном направлении деятельности естественным образом оказалась возложена на Черноморский флот.    Словом, на языковых семинарах в Род-Айленде зазвучала русская речь, частыми гостями стали российские военные моряки. Вначале – один, максимум два человека на курсе. Словом, программа «Взаимодействие во имя мира и согласия» потребовала от своих непосредственных участников, прежде всего, сесть за парты в учебных кабинетах. 

Весной 2006 года из Главного управления международного военного сотрудничества Генерального Штаба Вооруженных Сил России «вдруг» пришла разнарядка на ЧФ отправить на берега Нового Света шесть офицеров-черноморцев.  Решение оказалось более чем логичным. Кораблям нашего флота предстояло участвовать в двух активациях Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия и к операциям Активных Усилий. В составе Средиземноморского патруля хорошо себя зарекомендовал экипаж СКР «Пытливый».

Выбор командования был вполне закономерен. В США отправились представители отделения международного военного сотрудничества, управления боевой подготовки, штурманской службы, соединения надводных кораблей  капитаны 2 ранга Вадим Кравцов, Евгений Версоцкий, Вадим Галанцев, Александр Плохотнюк,   капитан 3 ранга Олег Князев, капитан-лейтенант Максим Ковыршин. 

Перелет через Атлантику прошел спокойно. Из аэропорта в Нью-Йорке черноморцев перевезли в пригород «столицы мира» Нью-Арк, откуда на местной авиалинии они долетели до небольшого городка Провиденс, где их встретили хозяева. Надо  отдать должное представителям учебного центра, к организации встречи и размещения гостей они отнеслись со всей свойственной американцам ответственностью. Об уровне же сервиса в богатейшей стране мира рассказано и написано немало. По словам черноморцев, он по-прежнему на высочайшем уровне и война в Ираке не заставила его опуститься ни на йоту. Немного о ценах. Если брать в общем, то есть существенная разница по ценам между продуктами генетически модифицированными и выращенными с применением всевозможных ноу-хау в области химизации сельского хозяйства и  real-food (реальной едой). Если килограмм модифицированного мяса стоит примерно четыре доллара, то «реальный» обойдется в несколько раз дороже. Литр бензина, цена  зависит от времени года, обойдется вам примерно в полдоллара.  

Первое знакомство с территорией базы приятно удивило, все ухожено, продумано,  есть места для полноценной учебы и отдыха. По берегам острова спокойно, не боясь человека передвигаются  дикие кролики. Вообще побережье в районе Ньюпорта  считается климатическим курортом. Недаром многие сильные мира сего избрали его местом для своих роскошных особняков. Невдалеке от Род-Айленда находятся стальные остовы списанных и готовящихся на утилизацию авианосцев – «Форестола» и «Саратоги».

В группе лингвистического семинара российская «диаспора» оказалась наиболее внушительной, но не единственной. По два своих представителя также направили Украина, Азербайджан,  Хорватия, Грузия и одного - Албания. Хорваты капитан 3 ранга Француа Буй и лейтенант Ненад Секирица, грузины капитан 2 ранга Михаил Баджелидзе и майор Малхаз Гибелия, украинцы и азербайджанцы нашли общий язык – русский. С албанцем получилось сложней, все три недели обучения он оставался как бы в стороне. Возможно, языковой барьер не располагал к тесному общению.
Преподаватели, как правило, офицеры   резерва ВМС США, вполне добросовестно подошли к своей работе. Впрочем, первое знакомство с системой прохождения службы в армии и на флоте США, с общей организацией оказалось полным открытий. Женщина Джерри Ричардсон, штатный преподаватель   английского языка в военном университете в Техасе, показала себя настоящим виртуозом. Правда, на все вопросы об основной работе предпочитала не распространяться. Капитан 2 ранга Карен Н. Линч читала лекции по конституции США, о натовских стандартных командах в управлении авиации и противовоздушной обороны. Во время операции «Буря в пустыне» она служила в частях, расположенных в районе Персидского залива в качестве психолога. Капитан 2 ранга Мартин Роснак – подводник, отвечал за преподавание правил маневрирования и команд боевого управления при проведении противолодочных и поисково-спасательных операций. Капитан 2 ранга Джон Бургс – пилот палубной авиации, после перехода в резерв стал летать в гражданской авиакомпании. В Род-Айленд американские резервисты были призваны на время работы семинара. Предварительно они дали свое согласие на исполнение подобного рода обязанностей. На весь период за ними сохраняются рабочие места. А если фирма каким-то образом связана с министерством обороны – получает от него заказы – то кампании платят еще и заработную плату. Неудивительно, что особых проблем с резервистами американские кадровые и прочие органы не испытывают.

Первое знакомство с американским телевидением для капитана 2 ранга Евгения Версоцкого,  как в недалеком прошлом корреспондента флотского телецентра, также началось с  «открытия своей Америки». На 26 каналах здесь почти постоянно идут новостные программы. Зритель может узнать почти моментально о результатах выборов мэра какого-нибудь маленького городка на Аляске, о скачках цен на Нью-йоркской бирже. Но на всех телеканалах не было ни малейшей информации о том, что происходит за пределами США и находится вне американских интересов.   И - ни одного слова о событиях в России.  Америке интересна только сама Америка.

Впрочем, преподаватели-американцы пытались завести разговор о внутренних событиях. Особенно в части касающейся российско-украинских отношений по вопросам базирования флота в Севастополе. Но наши популярно и вполне доходчиво объяснили собеседникам: мы же не поднимаем вопросы политики США по той же Югославии или не интересуемся, что ваша армия делает в Ираке? После чего политическая тема совершенно исчезла из разговоров. А встречаясь в неформальной обстановке вне лекций – на экскурсиях, на дружеских ужинах  беседовали о более интересных вещах. Иных же контактов, кроме «штатно» определенных не происходило. В столовой учебного центра к одному из наших офицеров подошел молодой курсант. И на чистейшем русском языке спросил – мол, правда, вы из России.
Его семья два года назад эмигрировала в страну звездно-полосатого флага. А сейчас в Род-Айленде бывший наш соотечественник готовился к поступлению в военно-морскую академию в Анаполисе. Новоиспеченный американец буквально напросился вечером прийти  в гости в общежитие к россиянам. Но так и не появился. Больше с будущим кадетом престижнейшего военного   вуза Америки встретиться не довелось. А было бы интересно узнать, как произошло невозможное, и вчерашнего эмигранта допустили до экзаменов в элитную академию ВМС США, куда поступление ограничено до минимума.  


Распорядок дня, принятый в учебном центре    был весьма жестким. Подъем – в шесть утра. Завтрак с 6. 30 до 7.15, и ни минутой раньше или позже. Занятия в первую половину дня с 7. 30 до  11. 00. Обед начинался в 11. 15 и заканчивался в 12. 30. Потом, снова лекции – с 13. 00 и до 16. 00. Ужин определялся также жесткими временными рамками, с 16. 15 до 17. 30. Причем, зайти в столовую во время не определенное распорядком дня невозможно. Но с другой стороны, на лекциях считается вполне нормальным для слушателя встать из-за парты и подойти к кофейному автомату, взять пластиковый стаканчик с ароматным напитком из Бразилии.    Во время докладов вид слушателя, время от времени отхлебывающего кофе  не вызывает никакой негативной реакции у самого строгого преподавателя. В 17. 00 в обычные дни, а в пятницу – в 16. 00 территория учебного центра вымирает, здесь остается только   дежурная служба. Регламент служебного времени здесь соблюдается неукоснительно.

Тренажерная база в учебном центре достаточно как сказали бы заядлые компьютерщики – продвинута. Тренажер по совместному маневрированию корабельной группы, например, включал в себя восемь рабочих мест, заведенных на один сервер. Техники из числа унтер-офицеров  вполне квалифицированно проводили занятия. Но вопросы вроде – а служили или нет, они на кораблях, повисал  в воздухе. Специалист по корабельным тренажерам исполняет свои обязанности исключительно на той технике, на которую его готовили и там, где она используется, то есть в учебном центре.  А на кораблях служат те унтер-офицеры, которых учили работать именно на   корабельной аппаратуре. Таковы незыблемые правила. Нарушать кои в Штатах никто не будет.

В числе первых экскурсий было посещение музея военно-морской базы. Опытный российский моряк без труда выхватывает среди «экспонатов» в натуральную величину ракетный катер типа «Молния» под флагом несуществующей ныне ГДР. После падения Берлинской стены западные немцы согласились принять из вооружения восточногерманской армии и флота только эскадрилью МИГ- 29. Корабли же ВМС ГДР отправились ибо на слом, либо в состав военно-морских сил «третьих стран» вроде Индонезии. Одна «единичка» как память о временах Варшавского договора  оказалась  за океаном.

Здесь, возле причалов нашел покой на мертвом якоре линкор «Массачусетс». Исполин волей судьбы остался невредим 7 декабря 1941 года, во время нападения японской авиации находился вне Пёрл-Харбора. Но на медной пластинке выгравированы имена моряков линейного корабля, которые погибли в те трагические часы. Кто-то находился в госпитале, в командировке на других кораблях, в отпуске…  Сегодня ветеран содержится в идеальном состоянии. В кубриках, как и много лет назад застелены койки. Кажется, по каким-то причинам команда несколько минут назад сошла на берег.   В пятницу же на причалах появляются автобусы с группами молодых американцев из патриотических организаций. Ровно на три дня американские ребята  поселяются в тех самых кубриках, где спали их деды и прадеды, на линкоре, олицетворявшим долгие годы мощь их страны. Причем, делают это отнюдь не по принуждению. Они действительно любят свою страну и гордятся своим флотом.

Американцы действительно    бережно относятся  к своей истории. Первый корабль ВМС США «Конституция» поражает одним только фактом своих ежегодных выходов в море на День Независимости. А фрегату ведь почти два века.
Об Америке можно  говорить очень много. В любом случае, те три недели «уроков английского»  на базе Род-Айленд оказались для черноморцев весьма успешными именно в профессиональном плане. Ведь программа российского сотрудничества с Северо-Атлантическим Альянсом  пока только начинается. Если  отбросить в сторону какие-то политические, митинговые страсти, то Россия в своем сотрудничестве с НАТО преследует в первую очередь собственные интересы  безопасности. И готовить корабли и моряков предстоит с учетом  предстоящих походов в единых ордерах с обязательным изучением языка, принятой системы боевого управления и много другого. Без выполнения подобной задачи  корабли разных стран в море просто не услышат и не поймут друг друга.

Лейтенанты Причерноморья


Данный материал был написан автором в 2004 году после очередной активации Черноморской военно-морской группы.

 

Эскадра «общего моря», Черноморская военно-морская группа  кораблей причерноморских стран, пока находится в состоянии своего становления (прим. - на 2004 год). При многих положительных моментах в своей деятельности причерноморцы пока еще только закладывают камни будущего союза на берегах «самого синего моря».

 


Общая идея «БЛЭКСИФОРа»   была предельно проста. Мы, россияне, украинцы, румыны, болгары, грузины и турки вполне способны самостоятельно решить все проблемы безопасности в регионе.  И для спокойного плавания в наших водах нам совершенно не обязательно уповать на помощь из-за океана или из Забосфорья. Жаль, что прекрасная идея-мечта после серии «цветниково-парниковых», иными словами взращенных в чужих оранжереях от - политтехнологий,  явно вступала в диссонанс с «газовыми» и прочими войнами и военным противостоянием. Но как бы то ни было Эскадра Согласия все одно  в строго обозначенное время «Ч» брала курс в открытое по-прежнему для всех Черное море.

 

В течение почти месяца летом 2003 года  мне пришлось общаться с молодыми  представителями морского офицерского корпуса разных причерноморских стран. Различия в мировоззрении, в национальном менталитете, в особенностях образования среди них есть и весьма значительные. Но главное – недавние выпускники причерноморских вмузов при несомненном приоритете патриотизма в своих убеждениях видят общность целей для наших стран. Какое было оно, «племя младое и незнакомое» лейтенантов Причерноморья?

 


Энсен (лейтенант) Бюлент Улколсай с фрегата УРО «Йылдырым» ВМС Турции прибыл на борт «Цезаря Куникова» в качестве офицера связи в Новороссийске. В качестве «связующего звена» он сменил своего коллегу энсена Энгина Айодана. Турецкий офицер как-то с первых шагов по палубе российского корабля почувствовал себя уверенно, держался дружелюбно и с уважением. На естественные вопросы – кто мол, вы да откуда, отвечал весьма охотно. Сам Бюлент родом из Стамбула. Отец долгие годы прослужил государственным чиновником в департаменте водоснабжения и водных ресурсов турецкого правительства.   Сейчас находится на пенсии, которая позволяет, по словам Бюлента, «жить ему ради жизни» в своё удовольствие до половины года в Анталье, известном турецком курорте.   Мать закончила юридический факультет стамбульского университета, адвокат, специализируется на представительстве в судах по земельным спорам. В отличие от Энгина его семья более, если так можно выразиться, европеизирована и урбанизирована.
Отец того же лейтенанта Айодана – горожанин в первом поколении. В Самсуне он работает в отделении департамента сельского хозяйства, учит крестьян передовым методам агрокультуры. Кстати, сам стамбулец далеко не в первом поколении Бюлент, с восторгом читает публицистические произведении о проблемах турецкой деревни, автором которых является Кемаль -  однофамилец первого президента страны. Кстати, именно с Айоданом произошла история, которая вызвала немало улыбок весной 2005 года. После публикации в газете материала «Лейтенанты Причерноморья», во время очередной активации кораблей Эскадры Согласия, на приеме подошел к командиру турецкого фрегата  УРО «Йылдырым» капитану 2 ранга Мурату Деде и в самых изысканных словах рассказал, как было приятно общаться с его лейтенантами,  попросил вручить им на память газету с их фото. Причем, передал командиру три экземпляра, по одному на каждого и плюс на корабль. В Бургасе встретил своего знакомого Энгина Айодана, тот попросил… дать ему «настоящую русскую военную газету». Здесь я рассмеялся. Лейтенант оказался и на турецком флоте всего лишь лейтенантом.  Газеты разошлись по всем инстанциям, кроме тех, для кого они предназначались. Но у меня как говорят – с собой было.


 


В самом деле, не мог же я, кап – два российского флота, обидеть офицерского «ребенка», пусть и «сына турецкоподданного».

 

-Я счастлив, я нахожусь на настоящем русском корабле. – Как мне показалось, Бюлент говорил с неподдельным восторгом. – Совсем недавно мы с друзьями посмотрели американский видеофильм  «К-19», он произвёл на нас неизгладимое впечатление. Мужество ваших моряков вызывает лишь восхищение. Тогда  ещё подумал, было бы неплохо побывать на корабле России. Мечта моя сбылась.

 


Лейтенант Улколсай человек с разносторонними интересами, с развитым чувством патриотизма. В  турецком обществе вообще характерно почитание своего первого президента Ататюрка Кемаля. В каждой каюте на кораблях, в офицерских салонах (кают-компаниях)  и столовых на самом видном месте находятся портреты Ататюрка.  Бюлент в свободное от служебных обязанностей время с интересом читает его биографию. Причём,  когда речь зашла,  что объединят или разъединяет наши  народы в современной истории, раскрыл книгу и показал запись. В 1921 году делегация турецкого правительства совершила визит в Москву. И её результатом было предоставление молодой советской России военной помощи только что образованной турецкой республике.

 

 

Для лейтенанта с фрегата УРО «Йылдырым»   характерно здоровое стремление сделать карьеру. Так сложилось, почти все его однокашники по военно-морской академии в Стамбуле избрали местом службы корабли флотилии амфибийных сил, предназначенные для переброски и высадки десантов. Да, в плане движения вверх по карьерной лестнице существуют определённые трудности, здесь весьма невысоки должностные ранги. Зато интенсивность выходов в море несоизмерима с фрегатами. Так только за восемь месяцев 2004 года «Йылдырым» находился на ходу в течение 1200 часов, не считая стоянок в иностранных портах и в точках  якорной стоянки вне главной базы в Гельджуке.    На турецких «десантниках» о подобной интенсивности плавания знают лишь понаслышке.

 

Для такого жизнелюбивого молодого человека,  коим без сомнения является Бюлент, подобные редкие «свидания» с берегом не стали основанием отказываться от возможности служебного роста. Первый результат весьма необычен для российского флота. Лейтенант Улколсай получил недавно предложение и прошёл все отборочные тесты для поступления в лётную школу в Анкаре. После годичного обучения он станет пилотом палубного вертолёта. В турецких ВМС принято считать, только корабельный офицер способен знать все тонкости военно-морской тактики и  с полным знанием специфики  действовать в интересах своих в недалёком прошлом коллег.

 

Впрочем, задерживаться в вертолётчиках Бюлент не собирается – служебный рост здесь в лучшем случае лишь до капитана 3 ранга. Затем планирует поступить в штабной колледж. А там, кто знает…. Может и напишет британский журнал «Джейн» через два десятка лет о назначении на высокопоставленную должность  адмирала Улкосая.

 


Совпадение или нет, но оба турецких лейтенанта в разговоре со мной рассказали о своём желании получить заочно гражданское образование в стамбульском университете. И если Энгин желает обрести диплом менеджера в сфере международных отношений, то Бюлент предпочитает углубить свои знания в области точных наук. Причём, командование лишь приветствует подобное стремление своих офицеров в повышении своего образовательного уровня. А государство принимает на себя значительную часть расходов по обучению своих офицеров.

 

В разговоре с молодыми офицерами с фрегата УРО «Йылдырым» довольно легко читается стремление турок к большей экономической, военной и политической  свободе от Запада. Энсен (лейтенант) Энгин Айодан с большим сожалением говорил о не самых современных технологиях, коими обладает турецкая экономика. И ни страны Евросоюза, ни Япония, ни Новый Свет, не стремятся поделиться с его родиной ноу-хау в современных отраслях экономики.

 


О том, что фундаментализм и сепаратизм относится к самой болевой точке турецкого общества, думаю, не стоит долго распространятся.   С болью в голосе Бюлент Улкосай говорит о тридцати тысячах жертв курдских повстанцев. В каждой стране существуют свои наболевшие проблемы.  Но невозможно остановить распространение того же терроризма  в мире, поставить заслон на пути «белой смерти» силами одного только государства. Через черноморский регион проходит один из мощнейших наркотрафиков. И от него, как от мутного потока, питаются радикальные всевозможные движения и группировки, в том числе и в Турции. Корабли «БЛЭКСИФОР» - не панацея от страшной беды региона. Но создаётся прецедент единых действий военных моряков разных стран.  А там их примеру обязательно последуют и все остальные силовые структуры.

 

Турецкие лейтенанты чётко представляют задачи эскадры «общего моря». Причём, неслучайно, во многом идея единого Чёрного моря разрабатывалась в Анкаре и в Стамбуле. Впрочем, после нескольких активаций ЧВМГ становится ясно – при уважительном взаимном отношении друг к другу всех причерноморцев, наибольшими   ресурсами и потенциалами обладают именно российская и турецкие стороны. И от позиций России и Турции будет во многом зависеть будущее эскадры «общего моря». Думаю, в будущем проблем  во взаимопонимании между нашими военными моряками так же не возникнет. Молодые турецкие лейтенанты  нашли общий язык с нашей    молодёжью, с капитан-лейтенантом Александром Серебровым, старшим лейтенантом Фёдором Подложновым.  А как показывает опыт - впечатления офицерской молодости  самые яркие, и проносятся через всю службу.

 


С точки зрения взаимодействия между флотами Причерноморья определённый интерес представляют молодые грузинские офицеры. Подготовка офицерских кадров для военно-морских сил для земли легендарной древней Колхиды  осуществляется как в России и Украине, так и в Турции и Греции. Небезынтересно, что старший  сын начальника военно-морского отделения Батумской морской академии капитана 1 ранга Геннадия Хайдарова закончил ввмуз в Санкт-Петербурге. Правда, особенность жизни современных вооружённых сил закавказской республики, он для того, чтобы заработать денег ушёл на фрахт на сухогрузе третьим помощником капитана.  Причём, не порывая с военно-морской службой. А средний, Николай, год назад стал обладателем диплома об окончании военно-морской академии в Стамбуле. В нынешнем году именно на капитана 1 ранга Г. Хайдарова было возложено командование «эскадрой общего моря».  

 


Так сложились обстоятельства, что первый разговор с лейтенантом Николаем Хайдаровым состоялся на фрегате УРО «Йылдырым». Похоже, Николай, чувствовал себя здесь явно не чужим. Несколько его одноклассников по академии проходили службу на корабле. Прекрасное знание русского и турецкого, добротное владение английским языком позволяло грузинскому лейтенанту общаться без переводчиков со всеми участниками причерноморской «эскадры». Николай, коммуникабельный, любопытный  и вежливый парень, стал настоящим любимцем на всех кораблях. И, по-своему, незаменимым человеком. Ведь кроме него одновременно никто не мог общаться с русскими и турками на их родной речи.

 

Впрочем, любопытство Николая, подчас, настораживало. Например, он мог задать узконаправленный вопрос относительно боевого состава и технической готовности части десантных кораблей Черноморского флота. Понятное дело, как офицер оперативного отдела штаба Батумского военно-морского района он стремился к максимальной эрудиции относительно наших БДК. Ведь именно наши «аллигаторы»   чаще всего находятся возле грузинских берегов, работают в интересах группировки российских войск в Закавказье. Но для сглаживания возможных вследствие столь открытого проявления своего любопытства острых углов, следует быть более аккуратным.


 

Командир радиотехнической службы ПК «Диоскурия» ВМС Грузии лейтенант Геллан Бестанашвили появился на «Цезаре Куникове» при не совсем приятных обстоятельствах. Рулевой с его катера матрос Анзор Гигинешвили получил травму. И в море больного грузинского моряка вместе с офицером пересадили на российский корабль.

 


Лейтенант Бестанашвили показал себя заботливым командиром, искренне переживающим за здоровье «главного движителя» грузинского флота. О себе говорил без «запретных тем». В юности поступил на учёбу в кадетский корпус в Тбилиси. Насколько сложно было учиться, говорит без обиняков – с нас, кадетов, офицеры-воспитатели не могли требовать по всей строгости ни по дисциплине, ни по знаниям. Ведь прежде чем за что-то спросить, надо человека в погонах обеспечить всем положенным по нормам довольствия. А с питанием в «кадетке» было, мягко говоря, неважно, зимой в казармах царил промозглый холод. Но Геллан выдержал. И по окончанию корпуса получил предложение продолжить обучение  в греческой военно-морской академии, в Саламисе.

 

-Условия жизни и службы греческих кадетов несопоставимы с тем, что довелось испытать на своей родине. В четыре часа, перед самоподготовкой, в столовой нам давали булочки, – чтобы до ужина не проголодались. Горячая вода в общежитиях - постоянно, отличное питание, мощная учебная база …. Всё сделано для будущих лейтенантов. С нами учились, кстати, и сириец, и африканцы. По учёбе с иностранцев требовали меньше, чем со  своих,  греков, - вспоминает Геллан.

 


Относительно перспективы применения своих знаний на практике, лейтенант  весьма  скептичен. Надо переходить – либо в милицию, либо вовсе уезжать в Россию к родственникам. Денежное довольствие его составляет 120 лари – 60 долларов. Фонд Сороса ежемесячно доплачивает ещё около 80 лари. Отец, инженер-конструктор с Тбилисского авиационного завода, подкидывает еще около 100. Словом, жить можно, но не на зарплату.

 

Впрочем, проблемы молодого грузинского офицера полностью совпадают с трудностями вооружённых сил его государства.

 


Единый причерноморский менталитет сегодня лишь зарождается. И рано еще даже говорить об образовании стандарта в подходах, едином понимании проблем региона среди наших стран. С другой стороны,  неоднократно на разных уровнях звучала идея. Если мы, причерноморцы, не сможем договориться по принципиальным позициям друг с другом, то есть определённые перспективы   получить «помощь» со стороны в виде «миротворческих «Томагавков».

 


Люди  старшего поколения, подчас, склонны к определённому консерватизму. Впрочем, один из классиков как-то сказал, – кто в молодости не был революционером, а в старости не стал консерватором, тот зря прожил жизнь.  Будущее, безусловно, за молодыми. И если опытные офицеры из флотов причерноморских государств  вольно или  невольно, несли в себе груз прежней эпохи противостояния двух систем, отпечаток нынешнего времени перемен, то молодёжь сейчас начинает жизнь и службу буквально с чистого листа.

 

А значит, именно они обладают верным шансом перейти от эпохи взаимной настороженности к общему пониманию в деле мира и борьбы с терроризмом на причерноморских берегах.  И корабли «эскадры общего моря»  - если будет на её жизнь политическая воля наших правительств, станет обладать старшими офицерскими кадрами с ещё лейтенантским опытом взаимодействия.


 Время показывает плодотворность идеи единого Причерноморья.

суббота, 27 апреля 2013 г.

Хождение по морю в стиле «Осьминог»


«BLACKSEAFOR»: российская компонента. История развития



 

                                Севастополь. Начало.

 

8 августа 2002 года в Севастополе состоялась вторая активация международных учений Черноморской военно-морской группы БЛЭКСИФОР. Накануне боевые единицы из Турции, Болгарии, Румынии, Грузии, России и Украины  ошвартовались на одном причале. Общее руководство учениями на 2002-й год в торжественной обстановке было передано от турецкой украинской стороне. Командование ЧВМГ принял на себя капитан 1 ранга В. Тенюх, военно-морские силы ВС Украины. Функции штабного корабля принял на себя  КУ «Славутич», где командиром капитан 3 ранга Андрей Тарасов. 12 августа интернациональный отряд боевых кораблей вышел за боновые ворота главной базы ЧФ РФ и ВМС ВС Украины и направился к Босфору. Россию на учениях представлял МТЩ «Железняков» капитана 3 ранга Александра Вьюркова. К слову, данный морской тральщик уже второй раз участвует в подобных мероприятиях. Так, что здесь накоплен огромный опыт взаимодействия с иностранными моряками, нашими соседями по Черноморью. И наименования ордеров кораблей в натовском стиле – «Осьминог» или «Дельфин», порядок  следования в них боевых единиц, британо-американские системы измерений были к тому времени основательно освоены российскими моряками.

Начало учений, первые дни в море несколько были омрачены выходом из строя главных двигателей на флагмане группы – КУ «Славутич». И вместо проведения неофициального визита в турецкий порт и военно-морскую базу Тузла было принято решение зайти в Эрегли, порт на Черном море. Кстати, для украинских моряков  международные учения проходили не очень удачно. Уже при стоянке в Эрегли  их корабль попытался самовольно оставить один из матросов - «срочников». Но буквально вскоре беглеца задержали турки и передали обратно на «Славутич».

 

                                                        Эрегли. «Эрдемли». «Явуз».

 

Порт и город Эрегли относительно недавно принял турецких военных моряков. В 2000 году на правительственном уровне было принято решение о размещении здесь на постоянной основе боевых кораблей и подводных лодок. Причем каких-либо конфликтов или противоречий с гражданскими властями, похоже, не возникло. Хотя направленность грузооборота местных портовиков связана с ввозом железной руды для металлургического гиганта «Эрдемли», занимающего 9 место по объемам производства в Европе. Сталь, металлопрокат также вывозится на экспорт и в другие регионы Блистательной Порты преимущественно морским транспортом.

За столь короткое время для военно-морской базы были построены причальные сооружения, создана необходимая инфраструктура, построен военный городок с прекрасно развитой социальной сферой. Организационно ВМБ подчинено командованию Северной Части Черного моря, которое возглавляет бригадный адмирал Д. Кутук.  Уровень организации службы турецких моряков находится на весьма высоком уровне. Судите сами. Решение о заходе кораблей Черноморской группы в Эрегли было принято буквально накануне. И на подготовку у хозяев оставалось всего несколько часов. Вместе с тем все без исключения вопросы были решены, не было перебоев с подачей воды, электричества от береговых источников. А судоремонтные мастерские в кратчайший срок самостоятельно изготовили    для украинского корабля необходимую деталь. Сразу, как только «единички» ошвартовались у причалов на «джипе» подкатил патруль и два «мехметчика» (солдата) приступили к охране гостей с оружием в руках от возможных эксцессов. Причем по точности  их смены  с поста можно было сверять часы. По внутреннему рейду всю ночь  патрулировал катер с задачей противоподводно-диверсионной обороны. Кстати, его двигатель фирмы «Ямаха» работал с еле различимым в тиши ночи звуком. Подобные меры предосторожности, похоже, были нелишни. В горах Курдистана турецкая армия продолжает операции против вооруженных формирований курдов. А обстановку в стране в контексте борьбы с сепаратизмом вряд ли возможно назвать   спокойной.

На момент захода отряда кораблей ЧВМГ в базе находились два фрегата УРО типа «Меко-200»: «Тургут Рейс» и «Явуз». Подводные лодки проекта 209 накануне покинули свои причалы, и вышли в море. В отличие от Севастополя турки вежливо не позволяли фотографировать свои боевые единицы с причалов и территории базы. Понятное дело, запретить фото- видеосъемки непосредственно с кораблей они не могли.

Россиян встретил помощник военного атташе Посольства России в Турции капитан 2 ранга А. Федоров. Хозяева любезно разрешили коллегам – военным морякам беспрепятственно посещать   прекрасный пляж на территории городка, спортзал, магазины и кафе. Примечательно, что любители «оседлать волну» могли за сумму, эквивалентную примерно в пяти долларам в час, арендовать виндсерфинг. Обслуживающий персонал во всей, условно говоря, социальной структуре – матросы, служащие по призыву. Цены в магазинах и в кафе турецкого аналога нашего «Военторга» существенно ниже, чем в городе. Причем офицер по связи от турецких ВМС старший лейтенант (юзтегмен) Абдул Кадыр-Кучюк, навигатор с «Явуза»,  весьма сокрушался по  поводу «облома» с заходом в Тузлу. Мол, вот где можно отдохнуть и «оттянуться» по полной программе с кегельбаном! На «Явузе» офицером противолодочного вооружения служит женщина в звании лейтенанта. Такой вот пассаж в сторону Евросоюза и США.

Ежемесячное денежное довольствие  офицеров и уоррент-офицеров ВМС нашего южного соседа и в недалеком прошлом противника по Черноморью составляет, скажем, у старшего лейтенанта до 600 долларов. Капитан 3 ранга  может расписываться в ведомости за сумму примерно в 800 «зеленых» представителей Соединенных штатов. Но матрос-призывник  довольствуется всего семью «баксами». Причем, в общении с некоторыми гражданскими турками, за «челночное» десятилетие вполне сносно освоивших русский, выяснились некоторые особенности положения «главного движителя» флота Блистательной Порты. Между «низшими» и «высшими» чинами здесь существует огромная пропасть. Если в автобусе находится хотя бы один офицер, матрос не имеет права не то, что сесть в его присутствии, а  просто в него войти. Причем, подобного у нас на флоте контроля над  питанием моряков, похоже, здесь не существует. Шефская помощь морякам «Железнякова» позволила нашим морякам выглядеть на очень приличном уровне. Муниципальное образование «Надым и Надымский район», лично его мэр Владимир Ковальчук, помогли привести в порядок, отремонтировать столовую команды, закупили две автоматические стиральные машины престижной фирмы. Причем благодаря шефам с далекого Севера наша футбольная команда единственная в ЧВМГ обладала прекрасной спортивной формой. Кстати, капитан команды старший лейтенант Павел Гридасов, сумел  проявить дар спортивного организатора и тренера в одном лице. И на фоне поражений нашей сборной на чемпионате мира-2002 сумел хоть в чем-то взять мини-реванш!

 В Эрегли искренне гордятся своим металлургическим гигантом. И  в первую очередь экскурсия в город была организована именно на «Эрдемли». Размеры предприятия, уровень компьютеризации поражают воображение. Туркам, действительно, есть, чем гордится. К иностранцам жители относятся приветливо. Но торгуют в полном соответствии с традициями восточных народов – шумно, на первый взгляд чересчур навязчиво предлагая свой товар. Мусульманские традиции весьма чувствуются в объявленном здесь светском обществе. На улице в открытом виде невозможно пронести, скажем, бутылку пива, не появишься в шортах. Женщины, несмотря на жару, носят длинные одежды, не снимая платков. Хотя вооруженные силы весьма европеизированы. Практически все офицеры владеют английским языком. А на территории военного городка жены военнослужащих позволяют себе выглядеть более практично на летнем солнцепеке. На вывесках – надписи на пяти-шести языках, среди которых русский и украинский. «Добро пожаловать» здесь соседствует с «Ласкаво просимо». А чуть ниже местный «знаток» лингвистики может изобразить нечто вроде рекламы: «Заходите, у нас есть пиво, вотка».

                              

                                            Экипаж

 

Не хотел бы лукавить и утверждать, что на МТЩ «Железняков» в полном соответствии с передовицами еще недавних времен «все и всегда» было в порядке. По итогам прошлого года корабль получил немало замечаний по технической готовности, отмечался в не лучшем контексте в приказе главнокомандующего ВМФ России. И тем значимей заслуга командира и заместителя по воспитательной работе капитанов 3 ранга  Александра Вьюркова и Алексея Османова. Рулевой матрос Дмитрий Бондаренко, буквально перед учениями прибыл на морской тральщик. Но уже через два дня самостоятельно нес ходовую вахту. Радиометрист старший матрос Андрей Поляков с отменной точностью выдавал информацию о надводной обстановке. Сигнальщики матросы Сергей Радаев и Сергей Рубан профессионально несли свои нелегкие вахты. И безопасность совместного плавания во многом зависела от моряков. С задачей они справились выше всяких похвал. Трюмные старшие матросы Сергей Захаров, Евгений Плитинь, Дмитрий Свечников, мотористы старшие матросы Вячеслав Бибуков, Дмитрий Чарунов, Алексей Луцук, матрос Алексей Курамшин обеспечили бесперебойную работу всей корабельной «начинки». Вестовые и коки старшие матросы Сергей Портка, Николай Соломаха, Виталий Малышев, матросы Александр Ефимов, Евгений Митюков на уровне не ниже «Метрополя»  проводили  приемы, готовили обеды и ужины, а один раз даже умудрились испечь великолепные пироги.

Экипаж до и после выхода в море – разительно отличаются по уровню практики, по уверенности в собственных силах  и  по бесценному опыту плавания.

 

                                                           Десятилетие перемен на Черноморье 

 

90-е годы не прошли бесследно в сознании жителей Причерноморских государств. Военные моряки сегодня мыслят и воспринимают историю подчас совершенно иначе, чем еще в недалекие времена Советского Союза и существования Варшавского Договора. Мне как-то попал в руки великолепно иллюстрированный журнал о болгарских военно-морских силах. В историческом экскурсе скрупулезно перечислено число моряков, награжденных в годы второй мировой войны как германским, так и советским командованием. Потопление русского эсминца и советской подводной лодки, постановки мин против наших боевых кораблей, участие болгарских моряков в боях с фашистами в составе Дунайской флотилии в годы Великой Отечественной войны  в сем реестре «славных» дел чередуются в соседних абзацах.

Люди старшего поколения в Болгарии еще хорошо говорят по-русски. Но лейтенант-болгарин уже разговаривал в официальной обстановке либо на родном либо на английском языках. И лишь после довольно длительного общения признался – учил «великий и могучий» в школе лишь до восьмого класса. Затем как-то все прекратилось. Командир МТЩ «Шквал» капитан-лейтенант Павлин Штерев неплохо понимает русскую речь, но ему явно  не достает разговорной практики. До сих пор основа болгарского флота составляют построенные в России боевые корабли. Содержание их весьма неплохое, ремонт осуществляется на судоремонтном предприятии «Флотский Арсенал» в Варне. Подводные лодки нашего 641-го проекта до сих пор уверенно чувствуют себя в морских глубинах. Флагман ВМС Болгарии фрегат «Смели» - во время своей службы в Поти именовался «Дельфин». К сожалению, по каким-то бюрократическим причинам не нашлись 100 долларов на закупку венков и возложение их к могилам советских воинов в портах захода. Есть ли вообще хоть какой-то смысл в подобной экономии?

На болгарских пляжах летом преобладает русская речь. Туристы с Урала и Дальнего Востока, с Москвы и Санкт-Петербурга приезжают отдыхать в эту  балканскую страну. Сленчев Бряг становится чем-то похож на крымский или кубанский берег. В Варне вполне возможно купить российские газеты, а русскоязычное издание пикантного «Плейбоя» стоит доже дешевле, чем  в Новороссийске. В магазинах, на улицах к нашим морякам по-прежнему относились приветливо. В Румынии, в Констанце произошло изменение к лучшему в общественном мнении. Если год назад на фоне лозунгов воссоединения Румынии и Молдавии русским могли бросить в спину нечто оскорбительное вроде «оккупанты», то сейчас ничего подобного не происходит. И здравый смысл потомков древних даков вновь возобладал. Старшее поколение и в Болгарии и в Румынии сохранило теплоту чувств к нам, к россиянам. Младшее куда  прагматичней, внешне, даже безразлично относится к потомкам русских солдат и матросов, некогда принесших их народам свободу.

В Варне даже один военный моряк-отставник спрашивал: мол, против кого вы собираетесь воевать, если все Причерноморье представлено в программе БЛЭКСИФОР? А Турция далеко не самый последний участник Североатлантического блока. Все непросто на берегах моря, некогда звавшегося Русским. И еще 6несколько лет назад вряд ли кто-нибудь мог даже представить недавних противников,  чье соперничество уходит в века, в едином ордере боевых кораблей, пусть и натовского стиля.

 

                                   До встречи в 2003-м

 

Вторая активация, многоплановые учения в море – сегодня страничка недавней истории. Черноморская военно-морская группа, международная программа сотрудничества моряков разных государств продолжила свою деятельность. Будущее покажет, насколько удачным оказалось принятое на самом высоком уровне решение о создан

ии своеобразной объединенной эскадры.

….А пока – до встречи в 2003-м.

 

На снимках: корабли в море; болгарский тральщик «Шквал»; Военно-морская база ВМС Турции