суббота, 26 апреля 2014 г.

Боевые «аллигаторы» Черноморского флота: большие десантные корабли проектов 775 и 1171


Сегодня в составе Черноморского флота находятся семь больших десантных кораблей проектов 775 и 1171. Иногда, в прессе их всех одинаково называют боевыми «аллигаторами», по аналогии с тропическим хищником. Сейчас они организационно сведены в состав 197 бригады десантных кораблей и являются непременными участниками всех флотских мероприятий, сбор походах и высадках морского десанта, большинства международных учений. В 2003 году БДК «Цезарь Куников» совершил дальний поход в Индийский океан в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота.

 


В составе сил постоянной готовности  находятся   БДК-46 «Новочеркасск», 1987 года постройки, БДК-64 «Цезарь Куников», 1986 года постройки, БДК-54 «Азов», 1990 года постройки, БДК-67 «Ямал», 1987 года постройки соответственно. Все они относятся к большим десантным кораблям 775 проекта, считаются одними из самых «молодых» кораблей на ЧФ.

 

К проекту 1171 на Черноморском флоте относятся БДК «Николай Фильченков», 1975 года постройки, БДК «Орск», 1967 года постройки,  БДК «Саратов», 1966 года постройки.

 

Большие десантные корабли принимали участие в самых различных операциях советского и российского флота. В 1986 году, с началом гражданской войны в Йемене, эвакуировали советских граждан из порта Аден (Йемен). В 1991 году, участвовали в эвакуации из Эфиопии, с острова Нокра, из архипелага Дахлак. Активно использовались БДК как сухогрузы для снабжения группы российских войск  в Закавказье и вывоза техники и вооружения. Так летом 2004 года автор был свидетелем тому, как с российской базы в Гонио (Батуми, Грузия) на БДК проекта 1171 была перевезена легендарная «тридцатьчетверка», танк Т-34, своим ходом добравшийся до берега моря, к десантному кораблю. Жаль, тогда не оказалось под рукой фотоаппарата!!!  

 

Черноморские «аллигаторы» участвовали в миротворческой операции в западной части Грузии и в Абхазии в начале 90-х годов прошлого века.  По самым неполным данным, десантными кораблями было вывезено в район Новороссийска их зоны конфликта более 20 000 человек, беженцев, российских туристов.

 


Одна из крупнейших современных операций с использованием кораблей данных проектов состоялась в августе 1999 года. Практически вся  десантные корабли флота приняли участие в доставке российского контингента миротворческих сил в Югославию знаменитого «Приштинского прорыва». За два рейса в Салоники было доставлено 260 единиц техники и 650 человек.

 

12 августа 2008 года два БДК Черноморского Флота ВМФ России - «Ямал» и «Саратов», под прикрытием малого противолодочного корабля «Суздалец», высадили российский десант в грузинском порту Поти. Целью операции было уничтожение в порту кораблей ВМФ Грузии. По завершении данной операции, БДК оставались на боевом дежурстве у берегов Грузии до 26 сентября.

 

 

Большой десантный корабль 775 проекта, к ним на ЧФ относится, БДК «Цезарь Куников», «Ямал», «Новочеркасск», «Азов».  

    

ТТД:

Водоизмещение: 4080 т.

Размеры: длина - 112,5 м, ширина - 15 м, осадка - 3,7 м.

Скорость хода максимальная: 18 узлов

Дальность плавания: 6100 миль при 15 узлах.

Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 19200 л.с.

Вместимость: до 500 тонн техники и грузов, 225 десантников.

Вооружение: 2х2 57-мм артустановки АК-725 или 2х1 76-мм артустановки АК-176 , 4х8 ПУ ПЗРК, 2х30 122 мм ПУ НУРС А-215 "Град-М".

Экипаж: 87 чел.

 


История корабля:

Большой десантный корабль проекта 775.

 

В ВМФ СССР основным мотивом появления новых видов кораблей был опыт боевых служб, согласно которому было установлено, что большой десантный корабль (БДК) должен был перевозить один батальон, средний десантный корабль (СДК) - роту, а малый десантный корабль (МДК) - взвод. Указанным требованиям полностью отвечал только имевшийся уже на вооружении БДК пр.1171, но абсолютно не удовлетворяли СДК пр.770, 771 и 773. По этой причине в 1968 году по указанию главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г. Горшкова было выдано тактико-техническая задача на проектирование нового СДК проекта 775.

 

Проектирования нового СДК осуществлялось в Польше, главным конструктором был польский инженер-кораблестроитель О. Высоцкий, главным наблюдателем от ВМФ СССР был сначала капитан 1 ранга Б.М. Моложожников, потом гражданский специалист М.И. Рыбников, старший представитель заказчика - инженер Л. В. Луговин. В процессе проектирования корабли были проклассифицированы в БДК второго ранга через значительное возрастание водоизмещения.

От автора. Все корабли, которые приходили с польских судоверфей в 80-е года прошлого века, носили на себе все признаки саботажа тогдашней «Солидарности»…То в двигателях кораблей польской постройки  наши механики найдут мелкий металлический лом, то следы явно целенаправленно сделанной неполадки…Такое было время.

 


Головной корабль СДК-47 (строительный №1) пр. 775 был построен в Польше в 1974 году на верфи «Stocznіa Polnocna», или «Северная верфь».  Начальником был инженер Б. Стандура. Первая серия кораблей, которая состояла из 12 СДК, была закончена в 1978 г. На западе эти корабли окрестили как "Ropucha І" - так в английской транскрипции произносится слово "лягушка".

 

Вторая серия из 16 СДК (пр. 775.ІІ или "Ropucha ІІ") была закончена в 1992 г. Корабли второй серии отличались другими РЛС общего выявления, а начиная с третьего корабля серии - и другими артустановками (одной 76-мм АК-176 и двумя 30-мм АК-630 вместо двух 57-мм АК-572). Предполагалось и построение третьей серии пр. 775 специально под новые танки Т-80 (в некоторых источниках именуется как "проект 778"), но развал Советского Союза прервал строительство этих кораблей. Головной БДК этой серии "Контр-адмирал Грен" был прекращен строительством и сдан на металлолом в 1992 - 1993 годах.

 


Строительства БДК данного проекта велось по заказу СССР исключительно для его флота. Ни один корабль пр.775 не вошел в состав ВМФ держав-союзниц по Варшавскому Договору. Исключением можно считать лишь один БДК, переданный Йемену в 1979 г. из состава советских сил, которые базировались в Индийском океане.

 

Десантный корабль пр.775 по конструкции является многопалубним, плоскодонным десантным кораблем океанской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По конструкции он относится к судам, выполненных по системе "Ro-Ro" - с танковой палубой, которая проходит по всей длине корабля. Основным его предназначением является прием из оборудованного или необорудованного берега гусеничной, колесной и любой военно-транспортной техники и пехотных подразделов техники, транспортирования их морем и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с маленьким склоном дна через открытое носовое устройство, а также приема из воды, транспортирования морем и спуска на воду плавающей техники через открытое носовое или кормовое устройство.

 


Корабль может использоваться для постановок минных заграждений, для доставки гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов. Кроме того, десантный корабль может использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования.

 

БДК может быть использован при различных вариантах загрузки.

 Вариант 1:  150 человек десанта и 10 танков типа Т-55 с экипажем в 40 человек.

 Вариант 2:  12 плавающих танков ПТ-76 с экипажем в 36 человек.

Вариант 3: подразделение в составе 3 танков  с экипажем в 12 человек, 3 120-мм минометов, 3 боевых машин типа 2Г 27, 4 автомобиля ЗИЛ-130, 4 ГАЗ-66 и одного легкового внедорожника ГАЗ-69. Личный состав десанта - 147 человек десанта.

 


Корабль способен перевезти груз весом 650 т на расстояние 4700 миль и плавать во всех незамерзающих морях и океанах без ограничений.

 

Десант размещается в танковом трюме (длина - 95 г , ширина носовой части - 6,5 г , ширина кормовой части - 4,5 г , высота по диаметральной плоскости - 4,0 м), и может быть высажен на оборудованное, необорудованное побережье или на морскую поверхность при состоянии моря до 4 баллов и силе ветра до 5 баллов . Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах.

 

Высадка десанта осуществляется с помощью носового десантного устройства, в который входят носовые ворота и аппарель. Виыадка десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованное побережья с минимальным наклоном дна 2-3 градуса (в зависимости от обобщенной массы принятых на корабль грузов). Наличие носовой аппарели и кормовых ворот позволяет соединять несколько судов для создания своеобразного "моста". Габариты входа из носа: ширина - 4,8 г , высота - 5,5 г . Габариты входа из корма: ширина и высота - 5,5 г .

 

 

Как правило, корабли пр.775 действуют в составе корабельной десантной группы или в составе отряда миротворческих сил, но могут выполнять свои функции самостоятельно, без кораблей прикрытия.

 

 

Большие десантные  корабли 1171 проекта:  «Орск», «Саратов», «Николай Фильченков».   

    


Большой десантный корабль пр.1171

ТТД:

Водоизмещение: 4650 т.

Размеры: длина - 113,1 м, ширина - 15,6 м, осадка - 4,5 м.

Скорость хода максимальная: 16,5 узлов

Дальность плавания: 10000 миль при 15 узлах.

Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 9000 л.с.

Вместимость: до 1500 тонн техники и грузов.

Вооружение: 1х2 57-мм артустановка ЗИФ-31Б.

Экипаж: 55 чел.

 

 

 

Качественный и количественный рост ВМФ СССР в середине XX века позволил ему выйти на просторы Мирового океана. В числе прочих задач в стратегических доктринах появилась и такая: "Оказание военной помощи союзным и дружественным государствам". Это требовало особых средств. И не в последнюю очередь - специальных судов для доставки различных грузов. Так, в 1959 году появилось задание на разработку океанского танкодесантного корабля (проект 1171) с тактико-техническими данными, сопоставимыми с аналогичными у современных западных кораблей.

 

Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз с носовой аппарелью (проект 1173), который в военное время должен был служить тем же целям. Высокая сложность принципиально нового для нашего флота корабля, а также близость назначения обоих проектов заставили бъединить оба проекта в один под общим обозначением "проект 1171". При этом сохранялось двойное - военное и гражданское - использование судна, характеристики же его несколько снизились.

 

Противоречивые требования гражданских заказчиков (высокая экономичность, использование всего объема трюмов, хорошие каюты для экипажа) и военных (место для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость, специальное оборудование) заставили пойти на компромисс. Проектировщики составили четыре варианта проекта, по возможности учтя все пожелания, но несомненный приоритет отдавался все же военному. Последней каплей явилась замена главных двигателей. Вместо планировавшихся для судна дизелей по 2500 л.с. на нем решили установить моторы большей мощности. Это вполне устраивало ВМФ, поскольку скорость возрастала до 17 узлов - почти до исходного задания. Однако Министерство морского флота решило отказаться от "совместного" судна - его эксплуатация при столь мощных механизмах становилась нерентабельной.

 

В результате двойное назначение "Тапира" (так назывался проект 1171) проявилось лишь во внешнем виде, характерном скорее для гражданского теплохода. Корабль получил обозначение БДК - "большой десантный корабль" - и строился исключительно для ВМФ.

 

За десять лет, с 1966 по 1975 год, в строй вошло 14 кораблей данного проекта в четырех вариантах. В течение двух десятков лет "Тапиры" ("Alligator" по классификации NATO) составляли основу стратегических десантных сил Советского Союза. На Черноморском флоте всего было 5 кораблей этого класса. Они хорошо зарекомендовали себя на боевых службах и за долгие годы эксплуатации совершили много дальних походов.

 

Для примера  хотелось бы привести большой десантный корабль БДК-69. Он был заложен в Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь» 30.08.1967 г. (заводской №296), спущен на воду 29.02.1968 г., вступил в строй 05.12.1968 г.

 

За время службы БДК-69 в советском ВМФ кораблем было выполнено 11 боевых служб в Атлантическом и Индийском океанах, Средиземном и Красном морях, участвовал в учениях «Океан», «Юг-71», «Крым-79», "Запад-81", "Щит-83".

 

При несении боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК выполнял задачи оказания интернациональной помощи. В частности, БДК-69 базировался в портах Египта (в июне-июле 1972 г.),

 

БДК-69 перевозил миротворческий контингент в Югославию, оставлял гуманитарные грузы в Гвинею, Сирию, Болгарию. Принимал участие в эвакуации беженцев из зоны грузино-абхазского конфликта.

 

В августе 2000 года БДК-69 в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота выполнял задачу по перевозке за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье из пункта погрузки Гонио (в районе Батуми) в пункт высадки Утришенок (в районе Новороссийска).

 

20.10.2002 г. корабль был переименован и получил новое название - "Орск".

 

 

О том, как большой десантный корабль Черноморского флота принимал участие в международных учениях Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия пойдет речь в репортаже военного журналиста.  

 


 

 

 

Весна в едином ордере

 

 

«Три недели большой десантный корабль «Ямал» провел в апрельском море в 2006 году, принимая участие в международных учениях Черноморской военно-морской группы.  Эскадра Согласия и Мира   отметила первый свой юбилей – пятилетие со дня подписания соглашений между странами Причерноморья и сотрудничестве и создании  во многом уникального соединения – «BLACKSEAFOR».

 


Там, где зарождался Казантип

 

Волнение ветра и волн Каламитского залива резко прекращаются,  едва «Ямал» заходит в озеро Донузлав. Интенсивность судоходства здесь,  вблизи Евпатории, достаточно высокая. Моросит мелкий дождик, туман, погода скорее напоминает балтийскую, нежели черноморскую. Над тихой  и гладкой поверхностью нет-нет да пронесутся пернатые обитатели местных заводей, встревоженные появлением в здешних водах больших кораблей с непривычными флагами. Второе развертывание эскадры «Общего моря» по предложению украинской стороны начинается возле малознакомого для причерноморцев  северо-западного побережья Крыма.

Озеро Донузлав, поселки Новоозерный и Мирный долгие годы были местом базирования кораблей и сил Черноморского флота, здесь находилась наша Крымская военно-морская база. Но сегодня БДК «Ямал» швартовался возле причала  Южной ВМБ Военно-морских Сил ВС Украины. Внешне, казалось, мало, что изменилось с тех пор, как десять лет назад часть инфраструктуры  разделенного флота перешла под юрисдикцию Украины. Уникальные площадки для кораблей на воздушных подушках сегодня пустуют. Большинство из них производят при ближайшем рассмотрении весьма удручающее впечатление.

Фрегат УРО «Марашешти» ВМС Румынии капитана 1 ранга Адриана Йордаше вновь поднимает флаг головного, флагманского корабля единой эскадры Причерноморья.  Впрочем, остается совсем немного времени, когда  пальма первенства в ЧВМГ перейдет России. Сейчас ведутся  работы по переоборудованию БДК «Цезарь Куников» для «исполнения» роли флагмана. Но это еще впереди. Сейчас главная задача – успешно провести учения в восточной части Черного моря, осуществить заходы в порты Батуми и Новороссийск. 

Надо отдать должное украинской стороне. К стоянке кораблей международной группировки она подготовилась тщательно, своевременно подали  электропитание и воду на корабли. Буквально на следующий день были организованы экскурсии в Евпаторию, проведены спортивные соревнования.

Эскадра Согласия утром 11 апреля покидает Донузлав. Представители Черноморского флота России старший офицер по наведению авиации подполковник Вадим Брейкин и военный переводчик капитан 2 ранга Андрей Уфимцев по программе обмена членами экипажей выходят в море на фрегате УРО «Йылдырым» ВМС Турции. Вечером офицеры благополучно возвращаются на катере обратно, они полны впечатлений и еще раз убедились - морское гостеприимство не знает национальностей.

 

Стриж в кают-компании

 

Весна неудержима в своем вечном обновлении природы и пробуждении жизни. Суровые зимние морозы оставили «отметку» из погибших елей и кипарисов в евпаторийских парках. Но весенняя зелень пробивается на полях, покрывает пока еще небольшими листочками ветки деревьев. Птицы в это время совершают перелет на север. И зачастую отдыхают на палубах  судов на своем пути через море. В первый день морских учений Черноморской военно-морской группы через иллюминатор в кают-компанию БДК «Ямал» случайно залетел стриж. Пернатый путешественник  сориентировался в мгновение ока и спешно ретировался  обратно, в родную стихию.  Вечером, в сумерках, когда корабль приблизился к ЮБК,  возле носовой артиллерийской установки, случайно вспугнул присевшего передохнуть красавца сокола-сапсана. Хищная птица – обитатель крымских, гор, не рассчитав сил, залетела далеко в глубь моря   в поисках добычи. 

Впервые на занятиях было опробована аппаратура компьютерного проектора, поставленная на корабль по линии шефской помощи фондом «Москва-Севастополь». При содействии председателя Комитета по межрегиональным связям и национальной политике правительства Москвы Алексея Александрова, генерального директора фонда «Москва-Севастополь» вице-адмирала в запасе Михаила Аполлонова на корабли «Цезарь Куников» и «Ямал», представляющие Россию на ЧВМГ, поставлено большое количество организационной и бытовой техники. После косметического ремонта с применением самых современных материалов каюты и кают-компания буквально преобразятся.  

Новые образцы техники приходят на смену старой, морально устаревшей. Навигаторы «Ямала» недавно получили себе на вооружение электронного «штурмана», обладающего уникальными возможностями. На двух дисплеях, на ГКП и ходовом мостике высвечивается карта участка моря,  рассчитывается с помощью спутниковой навигации место и курс. Для связи между кораблями ЧВМГ в море турецкой фирмой «Тубитак» установлена локальная компьютерная сеть. Возможности системы достаточно широкие. Пока же проходят испытания в реальных условиях, дорабатываются и корректируются программы.   Немного забегу вперед,  конечный результат ее работы оставляет желать дальнейшего совершенствования.  Начнем с того, что данный проект – один из первых турецких попыток попробовать свои силы в области новых технологий. Оттого  программисты с берегов Блистательной Порты уделяют столь много сил и времени на запуск в постоянную эксплуатацию достаточно передовой по местным меркам аппаратуры.

 


К берегам древней Колхиды

 

Корабли Черноморской военно-морской группы после захода для общего сбора в Новоозерном отправились к берегам Закавказья. Полтора года назад впервые эскадра Согласия зашла в гостеприимный грузинский порт Батуми, где в августе 2004 года состоялась церемония активации ЧВМГ под флагом грузинской стороны. 

Работа в море причерноморцев проходит в спокойном режиме. Определенные трудности при совместном маневрировании задает погода.  Густой туман ухудшил видимость, добавив работы корабельным сигнальщикам и радиометристам. В один из дней резко усилился ветер. Но все трудности преодолеваются, хотя морякам приходится проявлять немало терпения и выносливости.  Прикомандированные на поход флагманский штурман части десантных кораблей капитан-лейтенант Игорь Дмитриев и командир БЧ-1 БДК «Новочеркасск» старший лейтенант Александр Козинцев  ведут прокладку, производят необходимые расчеты, несут положенные вахты.

Сейчас на БДК «Ямал» находится группа десантников и водолазов под командой капитана Романа Ермакова.  Причем, в отличие от прошлых развертываний ЧВМГ костяк «черных беретов» составляют профессионалы. В тех же румынских или турецких ВМС   морские силы специального назначения представлены исключительно профессионалами. И при реальной работе по охране кораблей и проведении досмотровых операций показывают хорошие результаты. Морские десантники-черноморцы намерены не ударить лицом в грязь перед иностранными коллегами. В разговоре они без лишней скромности заявили – наступит момент, когда у них  будут учиться «морские котики» с берегов Блистательной Порты.Впрочем, дух здорового соревнования постоянно присутствует в боевой совместной работе эскадры «Общего моря». В соответствии с легендой учений с применением вертолета производится визуальная разведка зоны международного эмбарго. Пилоты винтокрылой машины с   фрегата УРО «Йылдырым», вне всякого сомнения, настоящие асы. Что неудивительно при принятой в морской авиации Турции системе отбора и подготовки экипажей. Практики полетов в реальных условиях им также не занимать. Но взаимная работа  кораблей ЧВМГ с нашим штурмовиком Су-24 также показала высокий класс российских авиаторов. Черноморский самолет с точностью до секунд прибыл в назначенный район, выполнил все предусмотренные планом учений действия.  Чем и заслужил слова благодарности командования эскадры «Общего моря».
Румынская группа морских сил  специального назначения под командованием капитан-лейтенанта Костинела Джороя  провела учения по досмотру судна-нарушителя, который  изображал «Ямал».  Наши моряки первым делом обратили внимание  на экипировку и вооружение спецназовцев. Автоматическое оружие было представлено автоматами Калашникова АК-74 румынского производства. Но 9-мм пистолеты «Карпаты» оказались почти точной копией итальянской «Беретты», также выпускаемыми на берегах Дуная по лицензии. Мелочь, но и она не ускользнула от острого глаза «ямальцев». Наследники легендарных даков и римлян утоляли жажду не водой из общепринятых фляг, а  минералкой «Буковина» из пластиковых бутылочек.  «Наркотики» и нелегальный «эмигрант» были в короткий срок обнаружены и задержаны, документация судна проверена. 
Солнечным апрельским утром,  накануне захода эскадры «Общего моря» в грузинские территориальные воды, вдали стали видны во всем великолепии скалистые заснеженные вершины Кавказа.

 

Возвращение в Батуми

 

Утром 14 апреля корабли Черноморской военно-морской группы. За время, прошедшее после первого развертывания под флагом румынской стороны в августе 2005  в руководстве грузинских военно-морских сил произошли определенные изменения. Так, заместитель  командующего по береговым войскам стал исполнять обязанности командующего ВМС. Как стало известно из официальных источников, полковник Коба Гурцкая обладает боевым опытом, во время грузино-абхазского вооруженного конфликта командовал батальоном. Недавно стал обладателем диплома об успешном окончании академии Вооруженных Сил Украины. На место начальника Батумского военно-морского района назначен капитан 2 ранга Михаил Баджелидзе.

После протокольных визитов местным руководителям на фрегате УРО «Марашешти» состоялась пресс-конференция для представителей местных СМИ. Во всех городах Причерноморья, куда приходили корабли ЧВМГ, офицер по связям с прессой болгарский капитан-лейтенант Никола Стоянов проявил немало старания для помощи журналистам в полном и достоверном освещении мероприятий учений. Об оперативности работы местных газетчиков легко судить по следующим фактам. Наутро республиканская и городская газета «Аджария» вышла с фоторепортажем о прибытии кораблей эскадры «Общего моря». Настоящий профессионализм проявили сотрудники редакции Ирма Шершевадзе и Гурам Турашвили.Батуми – прекрасный город. Природа, казалось, наделила всеми красками этот благословенный уголок черноморского побережья. После затянувшейся крымской весны моряки попали  в  цветущий край. Погода здесь как в зоне субтропического, горного климата весьма переменчива. Солнце почти в одночасье может сменяться ненастьем. О чистоте моря убедительно свидетельствуют дельфиньи стада, заходящие в батумскую бухту поохотиться за рыбьими стаями. Весенняя путина в самом разгаре. На причалах множество местных рыболовов-любителей пытают свое рыбацкое счастье. Для причерноморцев принимающей стороной были организованы экскурсии по вечернему городу, в крепость Гонио-Аспар, в Ботанический сад. Нельзя не заметить, как на улицах аджарской столицы многочисленные рабочие обустраивают свой город.

Несколько дней в гостеприимной Аджарии пролетают незаметно. Наш курс лежит в конечный порт нынешнего развертывания, в Новороссийск.  На прощании с Батумским ботаническим садом мы, пусть грузинские биологи на нас не обижаются, сорвали веточки канадской лиственницы, магнолии и цветок мушмулы. Почти две недели неувядаемая частица субтропической природы простояла в каюте, как напоминание о берегах Закавказья.   

 

Российское «окончание»

 

После расслабленного ритма жизни Батуми морские ворота юга России поражают своим динамизмом. На рейде Цемеской бухты, возле бесчисленных причалов находятся  на загрузке десятки многотоннажных судов – сухогрузов, контейнеровозов, танкеров. Днем на улицах города возникает ощущение почти московской  спешки – новороссийцам некогда терять время, надо торопиться зарабатывать деньги. Буквально как грибы после дождя поднимаются многоэтажные здания, выполненные в обычном европейском стиле.  Набережная недавно реконструировалась, стала просторнее, благоустроенней.

Здесь, в Новороссийске, ордер Согласия завершает свои весенние учения. Но расставание кораблей обещает быть недолгим.   В августе причерноморские корабли вновь соберутся в Цемесской бухте. На сей раз, под командованием российского офицера.

До скорой встречи, эскадра «Общего моря»!»

 

О больших десантных кораблях можно говорить до бесконечности и все слова благодарности будут искренними. Вне сомнений, само существование Черноморского, «заграничного», флота России было бы весьма затруднительным. Не будь в его составе 197 бригады десантных кораблей. За истекшие   20 лет она перевезла на своих кораблях десятки тысяч людей, сотни тысяч тонн грузов и огромного количество техники.

 

Уникальные снимок. Российский БДК "Ямал" и украинский БДК "Константин Ольшанский" в Новороссийске.
Фото автора и из его личного архива.

суббота, 15 февраля 2014 г.

В контексте единства «Общего моря»

 

Материал вместе со статьей моего украинского коллеги  на украинском языке был опубликован в журнале НОМОС http://nomos.com.ua/content/view/79/78. За что весьма признателен редакции журнала, ибо никогда не страдал украинофобией и всегда с уважением относился к украинским морякам.
Сейчас, накануне очередной активации Черноморской военно-морской группы хотел бы предложить читателю моего блога первоначальный свой и неизмененный вариант. Судите сами, как бы не складывались политические и экономические обстоятельства на берегах Причерноморья, корабли Общего моря вновь и вновь выходят в море.


В контексте единства «Общего моря»

Весной 2001 года в Стамбуле были подписаны межправительственных соглашений по созданию Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия. Или, более известной под названием-аббревиатурой  «BLACKSEAFOR». Тогда мало кто из участников договора сил «общего моря» мог предположить, насколько плодотворна, окажется сама идея объединения в ордере Согласия шесть совершенно не похожих между собой флотов Причерноморья.  Прошлое буквально довлело над участниками отряда боевых кораблей, который через два-три года станут называть эскадрой Согласия, кораблями «Общего моря».


История слишком долго с невероятным упорством разъединяла  народы, живущие на берегах Черного моря. Во всех военно-морских музеях наших флотов в изобилии хранятся немые  свидетели прошлых конфликтов. В Стамбуле на пресс-конференции на борту турецкого фрегата УРО «Йылдырым», флагмана Эскадры Согласия-2005 журналисты обратили внимание на одну из иллюстраций  в буклете «Болгарская армия». На второй странице  юбилейного сборника была опубликована фотография взятия болгарами одной из турецких крепостей в ходе балканских войн начала 20 века.  Победители там стояли на телах побежденных. К чести турецкой стороны, они достаточно корректно отреагировали на снимок – дескать, в нашей истории есть неприятные и жестокие страницы. Но все подобное необходимо оставить в прошедшем времени.


В центре Варны до сих пор находится как памятник миноносец. Почти столетие назад он открыл  свой боевой счет потопление турецкого корабля. Но в музее ВМС Болгарии есть и немало свидетельств боевых действий против русских и советских кораблей в годы первой и второй  мировых войн. Один из румынских тральщиков – «Лейтенант Николеску», назван в честь героя войны с Турцией. В военно-морском журнале «Флот Румынии» регулярно публикуются исторические снимки.  Картины быта хорошо известной ветеранам советского Черноморского флота субмарины «Дельфинул», чередуются с фотографиями ведения огня береговой артиллерии ВМБ Констанца по  лидеру «Москва». Почти бессменный участник ЧВМГ корвет «Контр-адмирал Хорио Мачеллариу» ВМС  Румынии назван в честь высшего румынского высшего офицера, который три года небезуспешно вел боевые действия против советского Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны. Впоследствии он  был осужден судом военного трибунала. Но вскоре после смещения с должности и суда над бывшим президентом Румынии Чаушеску на волне реабилитаций был восстановлен в чинах и наградах, правда, посмертно.


В Аджарии, в Батуми, люди помнят, был период, когда их благословенная земля находилась под турецким владычеством. А само название города российского причерноморского города Геленджик говорит об его основании  в эпоху рассвета Блистательной Порты. И лишь силой русского штыка эти земли вошли в состав Российской империи.
Впрочем, история – наука точная, богиня Клио не знает сослагательного наклонения. Также точно она фиксирует все события, начиная от войн, заканчивая примерами, когда прежние противники становятся союзниками. В частном разговоре турецкий лейтенант Бюлент Улкосай показал мне довольно потрепанный томик биографии первого президента Турции Ататюрка Кемаля.  Где отдельной строкой говорилось  о поддержке советским правительством турецкой республики.  В 1921 году делегация турецкого правительства совершила визит в Москву. И её результатом было предоставление Россией военной помощи только что образованной турецкой республике. Причём, тогда речь зашла именно о том, что объединят или разъединяет наши  народы в современной истории.


Болгары вполне искренне высказывали благодарность россиянам за освобождение от османского владычества, старшее поколение даже с некоторой ностальгией вспоминало тесные связи времен СЭВ и Варшавского договора. На приеме в Констанце ко  мне подошел в прошлом заместитель командующего ВМС Румынии и на чистом русском стал рассказывать насколько «плотно» было взаимодействие наших флотов в «эпоху Чаушеску». Кстати, сейчас он представитель известного российского производителя спортивного и охотничьего оружия в Балканских странах.  


Словом, история дает нам примеры  как непримиримой – казалось – вражды, так и поддержки, дружбы и взаимного сотрудничества. Словом, оглянись назад, и сможешь на любой аргумент «за» или «против» единства Причерноморья найти несть числа примеров. Вопрос лишь в том, через какие фильтры пропускать нашу историю. Или – воспринимать ее вне политических веяний современности, а жить реалиями настоящего, прагматичными понятиями современного мира.


В современном потоке политической и экономической жизни в государствах Черноморского региона по-прежнему скрыто немало подводных  камней. Сегодня непросто, конфликтно,  вплоть до вооруженного противостояния, строятся взаимоотношения России с Грузией. В 2009 году от ВМС Грузии в учениях ЧВМГ принял участие патрульный катер «Сухуми». Во всех эволюциях в море и на всех учениях он полностью был обособлен от российского корабля-участника именно по инициативе грузинской стороны. 
Румыния через международный суд в Гааге оспорило права Украины на природные ресурсы континентального шельфа в северо-западной части Черного моря. Есть и противоречия, и немалые, между Россией и Украиной.


Определенные круги в Турции оказывают поддержку боевикам на Северном Кавказе. Представители посольства России в Турции неоднократно предъявляли местным властям турецкие  паспорта убитых в Чечне боевиков. Ответ их, как правило, вполне логичен: мы не несем ответственности за частные действия свои граждан на территории других государств. А сепаратизм, несомненно, осуждаем. Со своими курдами  проблем вполне достаточно. 


Очередные выборы в парламент Болгарии показали о появлении в стране новой, организованной силы  -  союза этнических турок.  Оппоненты по предвыборной гонке открыто обвиняли их лидеров в том, что они получают помощь со своей исторической родины. О подобной поддержке крымским татарам немало говорилось и  в российско-украинской прессе. В данном контексте необходимо помнить насколько неоднородно само турецкое общество по национальному составу. Так совершенно случайно в ходе непринужденной беседы выяснилось, семейные корни механика турецкого фрегата УРО «Фатих» находятся на Кавказе. После присоединения к России  новых земель  в середине 19 века его предки-черкесы покинули родину и поселились в Блистательной Порте. В таких условиях всегда есть благоприятная почва для реваншистских настроений. 
Турция как страна с преимущественно мусульманским вероисповедованием населения  в известной мере подвержено фундаментализму. В том же Эрегли, последнем порте захода эскадры «Общего моря» российским морякам в одном из магазинчиков предложили брошюру на русском примерно следующего содержания. Мол, вы, православные христиане не предполагаете, насколько правильна мусульманская вера. А когда узнаете, тотчас обратитесь к Корану. Отсюда вполне понятно, откуда образуется почва в Турции для поддержки сепаратизма в России на Северном Кавказе.
Вместе с тем неоспоримы и факты  теснейшего сотрудничества. Россия и Болгария после многих лет договорились о строительстве нефтепровода Бургас-Александропулос, в обход проливов Босфор и Дарданеллы.  Товарооборот между нашими странами постоянно увеличивается.  Сегодня даже идет речь о начале переговоров о поставке российской авиационной технике для турецкого оборонного ведомства.  Не могут не импонировать высказывания политических и военных руководителей Анкары о прекращении американского присутствия в зоне Черного моря. «Только народы, населяющие берега нашего древнего моря вправе заботиться о собственной безопасности». – Такая точка зрения неоднократно звучала как с официальных трибун, так и в приватных беседах в ходе всех активаций Черноморской военно-морской группы.


Следует также заметить, в последнее  время все чаше звучит мнение критиков искренности намерений турецкой стороны объединить в деле безопасности на море все страны Причерноморья. Внешний антиамериканизм официальных турецких деятелей носит вполне прикладной характер. Когда речь доходит до заявлений вроде «вытеснить янки с Черного моря», следует помнить о финансовом и военном могуществе США. И не Блистательной Порте, страны с безусловными показателями экономического роста, «бороться» со «звездами и полосами». Вашингтон, исходя из оценки ситуации,  попросту передал Причерноморье под контроль одной из стран Североатлантического блока с более чем полувековым стажем – Турции. Но заведомая договоренность ситуации великолепно используется для роста популярности правительства, президента, для подъема национального самосознания. Причем, политические дивиденды Анкары от демонстрации сближения с Россией весьма высоки. На той же встрече в Сочи президентов России и Турции помимо ряда принципиальных заявлений не было подписано ни одного договора или соглашения. А возможность взаимного сотрудничества в области поставок и производства вооружений пока и вовсе загоризонтная перспектива.


Пока налицо лишь явное желание турок доминировать в регионе. Но оно наталкивается на Россию и традиционно её высокое влияние в регионе. Кроме того, Болгария и Румыния занимают осторожную позицию относительно сотрудничества с Анкарой. И не считаться с ними их оппонент на берегах Босфора не может. Так уж выходит по срокам, что в Европейский Союз София и Бухарест при любом раскладе ситуации вступят намного раньше Турции. А какую позицию они займут  относительно своего соседа по Причерноморью, во многом будет зависеть от самих турок.


Кроме того, в 1998 году между странами южной Европы были подписаны ряд соглашений о региональном сотрудничестве. В военной сфере они выразились в создании целого соединения – южно-европейской мотопехотной бригады, штаб которой сейчас расположен в Констанце. В том случае, если Турции станет слишком явно стремиться господствовать в регионе, то Болгария и Румыния присоединится либо к международной программе обеспечения  безопасности на море «Эктив Индевер». Либо они, вполне возможно, попытаются  создать нечто схожее с ЧВМГ в рамках соглашений между странами южной Европы. Тем более что с 1999 года в рамках той же межнациональной бригады уже накоплен опыт в совместном командовании, в участии в миротворческих  операциях. От общих действий на суше страны Южной Европы вполне в состоянии перейти  к планированию и осуществлению операций по поддержанию режима безопасности на море. 


В таких условиях схема «BLACKSEAFOR» пока представляется единственно правильной в условиях всех существующих противоречий между странами-участниками соглашений. И благодаря именно  соединению всех векторов в одном направлении одновременно устраивает  Россию, Украину, Грузию, Болгарию, Румынию и Турцию.  В августе 2005 года, в турецком порту Эрегли автор  задал вопрос  командующему Ч ВМГ-2005, капитану 1 ранга Александру Мыршу (ВМС Румынии) - насколько идея «BLFCKSEAFOR» оказалась жизнеспособной?


-Под флагом румынской стороны   корабли военно-морских сил собираются уже в пятый раз. Если до прошлого года мы однократно развертывались и участвовали в совместных тренировках и учениях в море в течении примерно месяца. То с 2004 года ситуация изменилась. Активации разделились на два этапа – летний и весенний. Сегодня под флагом ЧВМГ собралось пять кораблей, 713 офицеров, петти-офицеров (мичманов), матросов. Нами в едином ордере пройдено 1590 морских миль. «BLFCKSEAFOR» совершил заходы в Констанцу, Варну, Эрегли. Поочередно над нашими кораблями поднимались флаги стран визитов – Румынии, Болгарии,  Турции. Всего же с 2001 года в состав ЧВМГ направлялось более тридцати кораблей, причерноморцами в полной мере себя могут называть около четырех тысяч военных моряков шести стран. У нас, в Румынии есть корабль – ветеран ЧВМГ, корвет «Адмирал Хорио Мачеллариу», он четыре раза участвовал в международных учениях. Для украинского корабля управления «Славутича» данное развертывание также далеко не первое. Фрегат УРО «Фатих» ВМС Турции был в первом составе нашей общей «команды» еще в 2001 году.


Сегодня есть все основания утверждать – опыт создания и совместной работы в море единой группы боевых кораблей оказался далеко не пустой затеей и бессмысленной тратой денег. Рост мастерства и непрерывное совершенствование  проводимых маневров, постоянное усложнение выполняемых задач очевидны. Другое дело, насколько повысилась наша готовность продвинуться вперед, усовершенствовать учения и добиваться более значимых целей. Здесь должен применяться  принцип «step by step» - шаг за шагом.


На мой взгляд, есть политическая основа для существования группы кораблей черноморских стран. Все страны Причерноморья желают жить в мире и процветании. Морская составляющая экономики слишком значима для Украины, Турции, Румынии, Болгарии, России, Грузии.  И мореплавание, перспективные отрасли нефтегазодобычи в континентальном шельфе следует сделать максимально безопасной как от угроз террористических атак, так и от возможных ударов стихии и техногенных катастроф. Сделать же в данном направлении предстоит еще очень и очень многое, чем явно выходящее за границы Черноморской военно-морской группы оперативного реагирования.


Мнение румынского «COMBLFCKSEAFOR» явно перекликается со словами грузинского командующего  ЧВМГ капитана 1 ранга Геннадия Хайдарова. На вопрос – чем  актуальность для причерноморских стран многонационального военно-морского объединения, он охарактеризовал ситуацию следующим образом
-Впервые в своей многотысячелетней истории военные моряки всех народов стран, расположенные на берегах древнего моря, одной из колыбели цивилизации,  ходят вместе по черноморским просторам в едином ордере Согласия. Мне хочется верить в одно, наши усилия не окажутся напрасны. А   «БЛЭКСИФОР» переживет надолго первых своих участников.


Моряки во все времена выступали в роли  первых народных дипломатов. Именно служителям морской стихии легче всего  находить общий язык.  Если удается договориться на нашем уровне, то Причерноморье получает великолепный шанс объединить усилия во имя единых целей. А они есть, важные для безопасности и экономики всех стран. Судите сами. Только в порты родной моей Грузии заходит ежедневно от 3 до 5 судов. За год данная цифра составляет более тысячи. Стамбул, со мной согласится даже несведущий человек, морской транспортный узел мирового значения.


Одесса, Новороссийск, Бургас, Варна и Констанца при не всегда схожей структуре грузооборота объединены одним общим знаменателем – они приносят значительные доходы в бюджет своих государств, здесь созданы десятки и сотни тысяч рабочих мест. Любая нестабильная ситуация на морских коммуникациях способна привести к нежелательным последствиям, к финансовым потерям. Для Грузии, которая пережила две войны, любая нестабильность будет восприниматься очень болезненно. Вы были в Батуми, воочию могли убедиться, единственное успешно работающее предприятие города и региона – морской порт. Он дает нам жизнь, вселяет надежду на лучшее будущее. 


Мы живем в  эпоху, как говорят политологи, асимметричных угроз. Мир после трагедии  11 сентября действительно, изменился. Всем нам предстала  со всей очевидностью истина, что от терроризма не  спасают барьеры национальных границ. Помните, как сказано у великого писателя  «не спрашивай, по ком звонит колокол, колокол звонит по тебе». И только единство людей доброй воли способно  остановить  угрозу.  Грузия, Россия, Турция на себе не раз прочувствовали террористические атаки.
Пример с захватом пассажирского теплохода «Аврасия» в 1996 году более чем убедительно доказал, на море угроза актов бесчеловечности столь же реальна, как и в воздухе, так и на земле. Наш регион не застрахован от угрозы. Более того, так сложилось, преступные синдикаты избрали Причерноморье в качестве пути для переброски оружия, наркотиков, нелегальных мигрантов – а если называть вещи своими именами, то рабов 21 века.


Создание надежного заслона на морских рубежах сейчас как никогда необходимо.  И практически все страны региона предпринимают в данном направлении те или иные меры. В Турции подобная программа, например, получила название «Черноморская гармония». Время разрозненных усилий как эффективного средства борьбы с угрозой без границ безвозвратно ушло в прошлое. Страны Причерноморья обладают достаточными военно-морскими силами. Но главное, появилась общая добрая воля объединиться для достижения конкретной цели, для безопасности мореплавания в регионе.  


Совершенно естественно  стремление народов Черного моря контролировать   ситуацию в своих «внутренних» водах. Для этого есть все необходимые условия. Каждая очередная успешная  активация говорит в свою пользу убедительней всяческих слов. Другой аспект проблемы, насколько государства Причерноморья сегодня подготовлены к движению вперед к единству.
Несколько последних месяцев произвели значительные изменения в систему безопасности мореплавания в Причерноморье. Еще весной турецкой стороной предлагалась   идея операции «Черноморская гармония», предполагающая контроль за безопасностью  судоходства. Сейчас она приобрела реальность в виде первых, пока еще робких шагов - совместных учений по контролю над судоходством в районе Босфора. Для Анкары «Гармония» весьма важна. Турецкие военные с ее помощью предполагают в частности перекрыть поставки  оружия курдским сепаратистам в районе юго-восточной части Черного моря. Россия согласилась примкнуть к программе. И в скором времени вполне возможно на ВМБ Турции в Эрегли начнет нести дежурство и российский корабль. Болгария пока находится в стадии принятия решения относительно «Гармонии». Румыния, по всей видимости, не поддержит новой программы как не вполне отвечающей собственным ее интересам.


При всех нововведениях «BLACKSEAFOR» остается наиболее общей программой регионального сотрудничества именно в силу своего широкого спектра задач. Ведь, начиная от создания барьеров против террора, ЧВМГ ставит перед собой и гуманитарные цели, отрабатывает поисково-спасательные операции. И здесь далеко не полный спектр возможностей программы ордера Согласия. В чем его и отличие от узконаправленных операций «Черноморская гармония» и «Черноморское партнерство», которые предлагаются турецкой стороной. Опять таки в силу некоторой «тесноты» предлагаемого «кафтанчика», если позволить себе некоторую образность.
Так, что виват, корабли Согласия!